Меню

Общероссийское отраслевое объединение
работодателей «Российская палата судоходства»

23 сентября 2014, 13:40

Пресс-релиз общего собрания Союза «Национальная палата судоходства» (СНПС), состоявшегося 5 марта 2014 года в Москве

На Общем собрании Национальной палаты судоходства президент СНПС Алексей Клявин переизбран на новый трехлетний срок, в состав Палаты вступили  две круизных компании - «Paradise Cruise &Ferry» и ООО «СК «Инфофлот».


Общее собрание Национальной палаты судоходства состоялось 5 марта 2014 г. в Москве. В его работе приняли участие заместитель Министра транспорта Российской Федерации В.А.Олерский, заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту В.Б.Ефимов,  заместитель  директора Административного департамента Правительства  России, ответственный секретарь Морской коллегии при Правительстве РФ  А.Л.Балыбердин, заместитель руководителя Росморречфлота Ю.А.Костин, председатель Совета директоров ОАО «СК «Волжское пароходство» Р.Д.Багаутдинов, руководители судоходных компаний и предприятий отрасли, проводил собрание председатель Совета СНПС, генеральный директор ОАО «Совкомфлот» С.О. Франк.

 

Открывая работу собрания С.О. Франк поздравил присутствующих членов с юбилейными датами, отмечаемыми СНПС в текущем году –  10-летием со дня основания Ассоциации судоходных компаний и 20-летием со дня основания Союза российских судовладельцев.

 

В.А.Олерский в своем приветственном слове отметил, что главными  приоритетами для Минтранса России остаются совершенствование отраслевого законодательства, а также развитие транспортной системы страны – развитие крупных транспортных узлов и приведение транспортной инфраструктуры  в нормативное состояние и безопасное состояние. Отдельно замминистра остановился на вопросах обновления флота. Он отметил, что определенное позитивные сдвижки есть. Средний возраст судов, зарегистрированных в Российской международном реестре судов, за 2 года правоприменения закона о поддержке судостроения и судоходства, изменился с 24-х до 17-ти лет. Также В.А.Олерский отметил, что в декабре прошлого года в ходе Транспортной недели было подписано Соглашение между Министерством транспорта Российской Федерации и Союзом «Национальная палата судоходства» о сотрудничестве в сфере морского и внутреннего водного транспорта. В.А. Олерский высоко оценил возможности и потенциал обновленного Союза «Национальная палата судоходства» – органа, созданного путем слияния двух организаций, имеющих славную историю - Ассоциации судоходных компаний и Союза российских судовладельцев. Он выразил уверенность, что Национальная палата судоходства станет площадкой для реализации диалога и власти. «Мы искренне этого желаем: как судоходное сообщество, так и Министерство транспорта, и самое главное, я неоднократно подчеркивал, что в нашем понимании в таком объединенном виде, общаясь с судовладельцами через Национальную палату судоходства, мы понимаем, что общаемся с 95% судоходного сообщества, а если по тоннажу, то, наверное, еще больше», - сказал замминистра.

 

В ходе обсуждения отчета СНПС  о проделанной в 2013 году работе центральной темой дискуссии стал вопрос о доступе к российской грузовой базе, который, по мнению российского судоходного сообщества, остается основной проблемой. Несмотря на наметившиеся позитивные тенденции по увеличению количества морского торгового флота под флагом России и сокращения его среднего возраста, доля перевозки грузов флотом под российским флагом продолжает сокращаться - в прошлом году было перевезено всего 2,6%  от объема грузов, переработанных в российских морских портах. Первоочередной задачей остается снижение зависимости экономики от импорта морских транспортных услуг. «Более 11 млрд. долларов, по экспертным оценкам, составляет фрахт, оплачиваемый иностранным судовладельцам за перевозку российских внешнеторговых грузов», - отметил президент Национальной палаты судоходства А.Ю.Клявин.

 

По существу, в связи с полной либерализацией судоходства и  с учетом того, что подавляющее большинство экспортных грузов продается на условиях FOB, российские судовладельцы вынуждены конкурировать с флотом под иностранным флагом на рынке грузов иностранных фрахтователей. Необходимы конкретные шаги со стороны государства по закреплению за российским перевозчиком приоритетного права на перевозку определенных видов грузов. Это возможно в таких секторах как перевозка государственных, военных, гуманитарных и стратегических грузов, что не противоречит обязательствам России в рамках ВТО.

 

С.О.Франк добавил, что в страны-импортеры российских грузов в своих стратегических документах отражают необходимость увеличения доли участия национального флота. Например, в Китае сейчас этот показатель составляет порядка 50%, Правительство Китая поставило цель довести его до 80%. Аналогичные действия должны быть предприняты и в России. Из 97% российских внешнеторговых грузов, перевезенных на судах под иностранным флагом, 80% можно отнести к разряду стратегических. Это неверный тезис, что при предоставлении российскому перевозчику приоритетного права на перевозку стратегических грузов возникнет дефицит тоннажа под российским флагом.  «Если такое решение будет принято, необходимый тоннаж будет зафрахтован быстро и по доступной цене. При этом разница для государства между продажей грузов на условиях CIF и FOB колоссальная – это и доходы в бюджет, и все остальное. Никто без понимания долгосрочных перспектив грузовой базы новый пароход строить не будет», - подчеркнул глава ведущей российской судоходной компании ОАО «Совкомфлот» и выразил надежду, что данная проблема найдет решение при тесном взаимодействии Морской коллегии при Правительстве РФ, Минтранса России, Общероссийского народного фронта и российского судоходного сообщества.

 

Среди проблем, снижающих конкурентоспособность флота под российским флагом,  А.Ю.Клявин также выделил излишние и/или дублирующие требования национального законодательства, в частности это требования законов об энергосбережении, об охране окружающей среды, о транспортной безопасности, о техническом регулировании и некоторых других. Кроме того, наличие административных барьеров, по-прежнему препятствует,  активному развитию российского флота. «К примеру,  сейчас появилась новая проблема  - это сокращение учетного периода при суммированном учете рабочего времени с 12-ти до 3-х месяцев, что означает, что после 3-х месяцев работы судовладелец будет должен предоставить членам экипажа отдых. Это представляет серьезную проблему -  сроки  навигации на реке у нас около полугода, и рейсы  морских судов часто тоже превышают установленные сроки. На практике это приведет к  значительному повышению расходов судовладельцев на смену экипажей и оплату сверхурочных работ», - пояснил А.Ю.Клявин.

 

Остановившись на вопросах развития судоходства в Арктике  президент Палаты, в частности, сказал, что интерес иностранцев к российской Арктике стремительно растет. Несмотря на  высокие расходы на ледокольную, лоцманскую проводку и страхование, а также признавая, что Северный морской путь в ближайшее время не сможет стать реальной альтернативой  маршрутам через Суэцкий или Панамский каналы, тем не менее иностранцы  предпринимают значительные  усилия, направленные на  расширение экономического присутствия в Арктических районах и интернационализации Севморпути.

 

Например,  в ходе Ice Day Conference в феврале 2014 года европейские судовладельцы выразили пожелание, чтобы Европейская комиссия продвигала инициативы по обеспечению свободного судоходства и отмены ограничительных практик в Арктике. Отдельно подчеркивалось, что существует необходимость правовых «разъяснений» о статусе Арктики, например ст. 234 Конвенции ООН по морскому праву, транзита, понятия «внутренние морские воды» и т.д.  

 

«По мнению европейского судоходного сообщества, перспективы роста судоходства в Арктике будут зависеть от будущей торговой политики Китая и стратегии Российской Федерации. Национальная палата судоходства готова представить соответствующие предложения с тем, чтобы интересы российских судоходных компаний были  в полной мере представлены в Арктике», - подчеркнул докладчик

 

Далее президент СНПС перешел к вопросам текущего состояния российского речного флота. В прошлом году с участием Палаты была проведена большая работа по разработке Стратегии развития внутреннего водного транспорта РФ на период до 2030 года, проведенный анализ состояния отрасли свидетельствует, что негативные тенденции остаются: общее количество речного флота сокращается, а средний возраст речных судов возрастает. Кроме того, в условиях существенного ухудшения качественных параметров внутренних водных путей, произошедшего за  последние 20 лет, судовладельцам весьма непросто обеспечить наличие инвестиционной составляющей в своих тарифах, поэтому масштабное обновление, в котором остро нуждается российский речной флот, невозможно без государственной поддержки.

 

Одним из приоритетных направлений деятельности Палаты на 2014 год остается разработка предложений по стимулированию обновления флота. В рамках этого направления Палата продолжит продвижение инициатив по введению Судового утилизационного гранта, развитию механизмов лизинга, сохранению существующих мер государственной поддержки обновления флота.

 

Участники собрания заслушали и одобрили отчет СНПС о работе, проделанной в  2013 году, утвердили приоритетные направления деятельности Палаты на 2014 год, одобрили отчет Ревизионной комиссии и уточнили состав Совета Палаты. А.Ю.Клявин, возглавляющий СНПС с января 2011 года, единогласно переизбран президентом Национальной палаты судоходства на очередной трехлетний срок.

 

Национальная палата судоходства пополнилась новыми членами - в состав СНПС вошли две круизных компании - специализирующаяся на морских круизах «Paradise Cruise &Ferry» и ООО «СК «Инфофлот», работающая на рынке и морских, и речных круизов.

 

Приоритетные направления деятельности СНПС

I. Совершенствование законодательства и нормативной правовой базы в сфере морского и внутреннего  водного транспорта

II. Стимулирование  обновления флота

III. Повышение эффективности деятельности судоходных компаний

IV. Обеспечение безопасности мореплавания, судоходства и транспортной безопасности

V. Совершенствование системы оказания услуг субъектами естественных монополий на морском и внутреннем водном транспорте

VI. Поддержка позитивного имиджа судоходных компаний

VII. Международная деятельность

 

Пресс-релиз о проведении 4 марта с.г.  Союзом "Национальная палата судоходства" (СНПС) информационного семинара «Актуальные вопросы, рассматриваемые в Международной морской организации (ИМО)».

 

Открывая семинар, Президент  СНПС А.Ю. Клявин подчеркнул, что судовладельцы играют основную роль в реализации международных и национальных документов и требований, относящихся к судоходству и целью семинара является

  • обеспечить своевременный доступ судовладельцев- членов СНПС к информации о принятых и разрабатываемых документах,  регламентирующих морскую деятельность, и в частности, к документам и решениям ИМО, а также
  • привлечь судовладельцев и их практический опыт к участию в подготовке международных документов на стадии их формирования.
  • были заслушаны доклады экспертов Российского морского регистра судоходства, Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова и СНПС по следующим вопросам:
  • поправки к конвенциям ИМО, вхождение в силу которых ожидается в 2014 и 2015 годах;
  • вступление в силу Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 года;
  • требования по выбросам окиси азота и серы с судов;
  • разработка Полярного кодекса, итоги рассмотрения проекта Полярного кодекса на первом заседании Подкомитета  по проектированию и конструкции судов 20-24 января 2014 г;
  • манильские поправки 2010 года к Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты.
  • разработка руководства по применению Манильских поправок;
  • о резолюциях, принятых на  28 сессии Ассамблеи ИМО, состоявшейся в период с 25 ноября по 4 декабря 2013 года.

 

Национальная палата судоходства благодарна заместителю директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России В.В. Клюеву за его освещение на семинаре  основных направлений государственной политики в работе Международной морской организации, а также участие в семинаре заместителя руководителя Федерального агенства морского и речного транспорта Ю.А. Костина и заместителя руководителя Федерального службы по надзору в сфере транспорта С.Н.Сарицкого.

 

Семинар был проведен для членов Палаты судоходства, и участники семинара подтвердили свою заинтересованность в  проведении подобных мероприятий.

 

Тематика и дата следующего семинара будет объявлена позже. 


Назад